Профилактика киберпреступности

В Гомельской области с 2017 года наблюдался устойчивый рост таких преступлений (2017 г. – 370, 2018 г. – 563, 2019 г. – 1781, 2020 г. – 3394). Благодаря проводимой планомерной профилактической работе в 2022 году удалось снизить количество зарегистрированных киберпреступлений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. За 10 месяцев 2022 года зарегистрировано 1578 киберпреступлений (в 2021 году – 1748).

Не теряет свою актуальность завладение реквизитами банковских карт с помощью фишинговых интернет-страниц, имитирующих популярные интернет-площадки объявлений. Через различные мессенджеры с гражданами, разместившими на площадке объявление о продаже различных товаров, велась переписка. В ходе общения потерпевшим предлагалось перейти по ссылке на фишинговую (поддельную) страницу, внешне схожую со страницей торговой площадки, и ввести реквизиты своей банковской карты для якобы отправки на их счет предоплаты. После ввода реквизитов своей банковской платежной карты продавец конечно же денег не получал, а с его банковской карты списывались имеющиеся на ней денежные средства.

Пример. 34-летняя жительница г. Житковичи на популярной торговой интернет-площадке разместила объявление о продаже товара. Посредством мессенджера «Whats App» с ней связался потенциальный покупатель и сообщил, что хочет приобрести ее товар, а оплату произведет через сайт, осуществляющий доставку товара. Затем злоумышленник направил продавцу ссылку, якобы сайта с использованием которого в дальнейшем будет проходить оплата и доставка товара. Ничего не подозревающая женщина перешла по ссылке, после чего на экране компьютера отобразилось окно, где предлагалось ввести реквизиты банковской карты. Как только женщина ввела реквизиты своей банковской карты, они попали в руки злоумышленников, и после проведения определенных манипуляций со счета потерпевшей было списано более 190 рублей.

Зафиксированы и случаи, когда гражданам предлагается оформить доставку товара почтой. Схема аналогичная: злоумышленники присылают фишинговую ссылку сайта, схожего с сайтом
РУП «Белпочта», на котором якобы оформлена их «сделка». После указания всех реквизитов банковской карты со счета продавца также списываются деньги.

Также, большое количество уголовных дел возбуждено по факту хищения денежных средств лжесотрудниками банков. Злоумышленники звонят потерпевшим на мобильные телефоны, представляются работниками различных банков, и под вымышленными предлогами запрашивают реквизиты банковских платежных карт и паспортные данные. В результате доверительного общения граждане лишаются своих сбережений.

К примеру, Житковичским районным отделом Следственного комитета расследуется уголовное дело о хищении более 139 рублей с карт-счета жительницы г. Житковичи. Женщине в мессенджере Viber позвонила женщина и представилась работником технической поддержки банка. Звонившая сообщила, что на имя потерпевшей в банке оформлен онлайн-кредит, и для того чтобы отменить заявку на кредит, ей необходимо установить на телефон определенную программу, этой программой в последующем оказалась программа удаленного доступа «AnyDesk», с помощью которой злоумышленница смогла перечислить деньги со счета потерпевшей на свою банковскую карту.

В настоящее время злоумышленники начали представляться также сотрудниками милиции, прокуратуры, следствия. Предлагают поучаствовать в спецоперации, для этого убеждают гражданина сходить в банк, взять кредит и положить на «секретный» расчетный счет, который они же и предоставляют потерпевшему. При этом говорят, что когда с этого счета будут снимать деньги, то преступника обязательно задержат, а деньги вернут.

Знайте, что сотрудники правоохранительных органов никогда не будут звонить по мессенджеру «Viber» предлагать гражданским лицам участвовать ни в каких спецоперациях. Лучше сразу оборвать разговор. Не совершайте никаких действий, которых требует звонивший, как бы он ни был убедителен.

В практике следователей зафиксирован еще один способ совершения противоправных действий в сфере информационных технологий – злоумышленник после несанкционированного доступа к странице в социальной сети рассылает пользователям, находящимся в разделе «Друзья», сообщение с просьбой об оказании помощи в переводе денежных средств под различными предлогами. После чего входит в доверие и, якобы для перевода им денежных средств, просит сообщить реквизиты банковской платежной карты и коды из поступивших на мобильный телефон смс-сообщений или присылает ссылку на фишинговую (поддельную) страницу, внешне схожую со страницей банка. Пользователь, не догадываясь о преступности намерений, сообщает запрашиваемую информацию или вводит данные, в результате чего злоумышленник получает доступ к карт-счету и совершает хищение имеющихся на нем денежных средств.

Помните, что хищение денежных средств с карт-счетов становится возможным только в случае передачи держателем карты ее реквизитов третьим лицам.

Сотрудники органов внутренних дел просят граждан быть бдительными:

при использовании торговых интернет-площадок совершайте все действия исключительно на самих платформах объявлений;

не переходите по ссылкам, которые высылают неизвестные собеседники;

не предоставляйте третьим лицам сведения об учетной записи в интернет-банкинге и мобильном банкинге;

никому ни под каким предлогом не передавайте реквизиты своих банковских карт, в том числе CVV-код;

если вам звонят с подобными просьбами, представляясь сотрудниками банка, правоохранительных органов, либо иными государственными организациями, прекратите данный разговор и, при необходимости, перезвоните в клиентскую службу вашего банка (номер указан на банковской карте) для уточнения всех вопросов;

помните, что сотрудник банка никогда не будет получать информацию у клиента о ее полных реквизитах, тем более посредством телефонного звонка;

в случае утери банковской платежной карты обратитесь в банк для ее блокировки;

если все же вы стали жертвой киберпреступников немедленно обратитесь в правоохранительные органы.

Расскажите эти правила Вашим родственникам и знакомым, особенно пожилым людям.

1-01.jpg

2-01.jpg


Возврат к списку